Приведем цитату из прогноза МЭР России:
«Минэкономразвития РФ ожидает возвращения обменного курса рубля к уровням 64-65 руб. за американский доллар в октябре-декабре 2018 г., который в дальнейшем продолжит ослабляться темпом, близким к инфляционной разницы между РФ и её главными странами-торговыми партнерами»
Подчеркнем, что МЭР России ожидает именно ослабления курса российского рубля. Постоянного. Он основан на инфляции в России и её уровне в странах, куда мы экспортируем свои природные ресурсы.
Чьи интересы обслуживают чиновники?
Любой чиновники желает занять место повыше, либо сохранить своё высокое положение. Для этого ему необходимо удовлетворять интересы влиятельного слоя населения, обычно это меньшинство. При этом он должен пытаться соблюдать интересы населения всей страны.
Проблема в том, что интересы меньшинства и остальной части населения государства всегда различаются. Само собой, экспортерам выгодно повышение курса доллара, а импортерам – снижение курса доллара. При этом банкам выгода высокая инфляция и высокие процентные ставки, а производителям – низкие процентные ставки.
Даже владельцам недвижимости выгодно повышение цен, а желающим купить – снижение стоимости.
Подобное противостояние является необходимым. Оно проводит политику государство в некое равновесие. Однако, чем чиновники будут лучше удовлетворять интересам сильных групп, тем более продолжительное время они будут руководить страной. В тоже время, чем дольше данные группы у власти, тем сильнее они становятся, тем глобальнее перекосы.
Для чего нам это знать?
Курс доллара в долгосрочной перспективе будет расти.
Во-первых, инфляция приводит к росту курса доллара.
Во-вторых, правительство обслуживает интересы экспортеров (это очевидный факт), которым выгоден высокий курс доллара.
В-третьих, зависимость бюджета от стоимости нефти. Если нефть снижает свою стоимость, правительству ничего не остается, как повышать курс доллара. Государству необходимо платить по свои расходам.
Структура доходов представлена ниже:
Нефтегазовые доходы составляют 8298,2 млрд. рублей.
НЕнефтегазовые – 11671,1 млрд. рублей.
Расходы (часть статей):
Национальная оборона – 2926,2 млрд. рублей.
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 2206,8 млрд. рублей
Здравоохранение – 655,6 млрд. рублей.Социальная политика – 4887,8 млрд. рублей.
Мы отчетливо видим, что при снижении цен на нефть, растет курс доллара и наоборот. Да, расхождения присутствуют, но общая динамика прослеживается.
Цель статьи показать зависимость российской экономики и курса доллара от цен на нефть. Оценить необходимость валютных или долларовых инвестиций.
О конкретных вариантах и инструментах мы расскажем в следующей статье.